Игровая площадка «Сад рук»
галерея Myymälä2, Хельсинки
фото: Камила Сладовска
Звуковой дизайн: Хульда Хьялмарсдоттир и София Зайцева.
Электроника (инженерия и программирование): Марлос ван Сон, София Хаапамяки
2024
На выставке «Сад рук» Алены Терешко представляет мягкие скульптуры – ассамбляжи из рук и других частей человеческого тела, – отсылающие к сложновыразимым эмоциональным состояниям и запутанным отношениям человека с собой и другими. Это персонажи с собственными характерами: например, борец или бунтарь («Кулак»); существо с множеством рук и глаз («Многорукий червь»); кто-то запутавшийся и обнимающий пустоту; хор ритмично хлопающих в ладоши рук. Подобно аттракционам в парке развлечений, персонажи приглашают взаимодействовать с ними: посетители могут трогать, мять или управлять скульптурами с помощью пульта, а те отвечают перемещениями, движениями или нежными полумеханическими звуками. Скульптуры создают странный, но гостеприимный мир игры.
Этот проект вырос из серии живописных работ, созданной Аленой много лет назад – тогда персонажи были изображены в манере, близкой к религиозной живописи или бестиариям. В рамках выставки Алена переработала и воплотила их в трехмерных объектах. Здесь прослеживается диалог с другим проектом художницы, «Домашняя Одиссея», посвященным мягким игрушкам и детским занятиям в жизни взрослых людей. Кроме того, проект с определенной игривостью продолжает её исследование тела и женственности.
«Контактный сад» мягких скульптур приглашает зрителей играть и взаимодействовать объектами, находя радость и расслабление. Алена считает, что тактильность объектов помогает справляться с трудными эмоциями и играет терапевтическую роль. Необходимость держать, обнимать, касаться и сжимать мягкие предметы есть у многих, но часто она становится очевидной человеку в эмиграции. В этом смысле функция таких скульптур напоминает функцию переходного объекта. Это понятие, согласно Д. Винникотту, относится к предметам, часто игрушкам или одеялам, которые младенцы используют для преодоления тревоги разлучения с матерью. Эти материальные объекты способстуют мягкому переходу к внешней реальности, перед которой даже взрослые при определенных обстоятельствах становятся уязвимыми.
Развивая мысль о психоаналитической составляющей, которую художница считает важной для своей работы, легко провести параллели между скульптурами-персонажами и понятиями жуткого (uncanny), которое З. Фрейд связывал с чем-то одновременно знакомым и чуждым, а также абъекта (abjection), введенного Ю. Кристевой и связанного с опасностями, заключенными в теле, травматическим опытом и его повторением. Однако, будучи слегка жуткими и несколько абъективными, эти персонажи скорее служат инструментами для поиска утешения, чем вызывают страх или тревогу за тело. В определенном смысле, это повзрослевшие плюшевые игрушки с собственными взрослыми проблемами. Терешко создаёт свой сад с тонким юмором и большим сочувствием к человеческим состояниям и эмоциям.
Текст: Адель Ким.