Выставка "Почему Ф"
"Художница Алёна Терешко начинает маршрут многих своих работ, обращаясь к самонаблюдению. Она делает длинные серии рисунков, изображая себя, увиденную собой без зеркала; в поле зрения: грудь, живот, ступни — сверху вниз, или отдельные детали тела. Для видеоработы «Только мои», обнаженная качает, как младенца, поочередно правую и левую икры, обнаруживая неотъемлемость и отчужденность себя. В исследованиях способов репрезентации тела «невинный глаз» — плохой союзник. Художница предпочитает ему внимание к изобразительным канонам, высоким и не слишком, а также социальным конструкциям, которые их производят или поддерживают. Выставка «Почему Ф» — один из этапов ее многолетней работы над опытами собственного взаимодействия с живописными произведениями прошлого, существующими сегодня в статусе шедевра.
Алёна Терешко придумывает свою мастерскую ненастоящих подделок, отсылая к академическим практикам приобщения к «классике» через копирование, а также более захватывающим историям изготовителей фальшивок, чья коммерчески пристрастная внимательность к художественному наследию может приводить к появлению неверно каталогизированных оригиналов. Выставка представляет копии «Юдифи» Джорджоне и «Бокала вина» Вермеера, «Венеры перед зеркалом» Веласкеса и «Данаи» Рембрандта, а также других сверхизвестных произведений.
В фильме Орсона Уэллса «F for Fake», мокьюментари, сюжет которого вертится вокруг проблемы «подлинного произведения», одна из линий посвящается подруге Пикассо, неизвестной ранее его биографам и искусствоведам. Неучтенная муза — инструмент подтверждения провенанса или сомнения в нем. Алёна Терешко предлагает другие возможности пересмотра истории, обращая внимание на тех, кто всегда был на виду. Ее непохожие, неправильные копии шедевров появляются из экспериментов по пересборке этих работ с точки зрения модели.
Вопрос «должна ли женщина быть голой, чтобы попасть в музей?», заданный феминистской группой Guerrilla Girls на партизански захваченных билбордах,стал примером успешной критики художественных организаций и их политике по отношению к гендерному распределению ролей в истории искусства. Игнорировать его не может ни одна институция, претендующая на современность. Однако история моделей, обнаженных и одетых, находится еще в процессе написания. В эссе Линды Нохлин «Почему не было великих женщин-художниц?», одном из основополагающих текстов для гендерной истории искусства, исследовательница показывает, что карьерные возможности художниц в классической академической системе ограничивались в том числе через «недопустимость» их работы с обнаженной натурой.
Алёна Терешко обнаруживает возможность делать свою галерею шедевров, проверяя на художественном опыте напряженную значимость связи этих социальных ролей.
Проект «Почему Ф» — не только о внимании к моделям, чьи имена и роли привлекают много меньше внимания, чем автограф тех, кто их написал. Вопрос о месте/уместности женщины в художественной профессии оказывается способом прожить, всмотреться или даже позволить себе войти в работы, которые окружены ореолом музейной недосягаемости. Не ограничиваясь оптической реконструкцией взгляда героини, художница ищет свой способ взаимодействия с каждой моделью и каждой картиной.
Выставка начинается с умножения отражений обнаженной. В оригинальной работе Веласкеса, натурщица, «Венера», беззащитно лежит спиной к наблюдателю. Художница создает цифровую модель комнаты и ставит в нее не только художника, но и наблюдателя, заказчика картины, желающего украсить интерьер вечно желанным образом, и помещает еще одну отражающую поверхность за всеми героями. Живописная работа Алёны сохраняет условность 3d-конструкции, прописано, только лицо модели в зеркале, пребывавшее у Веласкеса в томной дымке. Другиеработы в первом зале посвящены Юдифи, которая смотрит сверху вниз, поигрывая головой Олоферна, соблазненного и побежденного ей. Спокойная, почти идиллическая модель Джоржоне приходит в движение в вихре беспокойных и опасных алых складок. Следующая комната посвящается левому и правому глазу дамы с бокалом вина, а также оптическим возможностям эпохи Вермеера. В третьем зале, застигнутая золотым дождем Даная лежит среди самоваров и других предметов домашнего барокко. Две женщины Саския и Гертье, которые, по предположению исследователей, стали моделями для этой работы Рембрандта, не только были любимы автором, но и занимались устройством его быта. Завершает выставку интерпретация художницей полотна, показывающего повседневный учебный процесс Репинской мастерской в Академии художеств. Работа Кустодиева — свидетельство перелома в системе академического образования — студенты и студентки вместе пишут нагую модель, что стало возможным только в конце 19 века. Места героев позапрошлого столетия в работе Алёны Терешко занимают ее друзья и знакомые — узнаваемые персонажи арт-сцены: Владимир Козин, Лиза Морозова, Пётр Белый, Яков Кальменс, коллеги из групп «Parazit», «Худ-кружок», «Север-7», с которыми она сотрудничает, и многие другие. Все вместе напоминает очередное открытие, обнаженная — должно быть сама художница, делающая новый перформанс." (Анастасия Котылева)
В работе над произведениями помогали: Павел Андреев, Лера Лернер, Олег Савунов, Антонина Фатхулина
Техническая поддержка:
ИТМО, CYLAND MediaArtLab, галерея Navicula Artis
Авторы писем: Мария Бикбулатова, Марина Мараева, Анастасия Котылева
Графический дизайн: Ксения Белая
Монтаж экспозиции: Игорь Панин